Расписание уроков
Электронный дневник

По итогам пресс-тура СМИ

ТАК РАСТЯТ ОЛИМПИЙЦЕВ

Советская Сибирь № 213 (26836) от 14.11.12 

Подготовка школьников к предметным олимпиадам в Новосибирской области эффективней, чем в других регионах. 

ТАК РАСТЯТ ОЛИМПИЙЦЕВ

 

Советская Сибирь № 213 (26836) от 14.11.12 

 

Подготовка школьников к предметным олимпиадам в Новосибирской области эффективней, чем в других регионах.

 

Новосибирская область — в «золотой дюжине» среди регионов по количеству победителей и призеров олимпиады школьников. 

 

Как растят олимпийцев? Благодаря чему в нашей области так много талантливых школьников? Рассмотрим это на примере трех учебных заведений — гимназии № 1, лицея № 130 и физико-математической школы (ФМШ СУНЦ НГУ). Именно эти общеобразовательные заведения относят к категории «школ олимпийского резерва».

Очевидно, что обычной школьной программы недостаточно, чтобы решить предлагаемые на олимпиаде задачи. Физматшкола изначально как подразделение НГУ выстраивала образовательный процесс на уровне, близком к вузовской программе. Занятия проходят не в форме стандартных уроков, а в более привычных для студентов форматах лекций и семинаров. К тому же рассказывают на них практически то же, что и в университете.

— Главное, что мы даем детям не одну «программную» точку зрения, как в школе, — рассказывает директор ФМШ Николай Яворский. — Они знают, что сейчас принято считать так, но можно учесть и другую точку зрения.

Статусные учебные заведения всегда старались подтянуться к уровню ФМШ в преподавании предметов технического, гуманитарного и естественно-научного циклов, а региональная программа специализированных классов этому активно способствует. Гимназия № 1, лицей № 130 и физматшкола активно сотрудничают.

Преподавательский состав в таких школах — еще один, если не главный секрет успеха участников олимпиад. Разглядеть у школьника способности, помочь развить их, поставить перед ним сложную задачу и заставить найти в себе силы, чтобы ее решить — все это требует от наставника высокого профессионализма. Педагоги названных школ постоянно демонстрируют его не только успехами своих учеников, но и личными победами.

В гимназии № 1, к примеру, работают девять заслуженных учителей России, 13 отличников просвещения, 14 почетных работников образования и 28 победителей конкурса лучших учителей. Наш регион на конкурсе «Учитель года — 2012» представляла учитель биологии лицея № 130 Людмила Некрасова. А в ФМШ и вовсе уникальная для новосибирских школ ситуация: на 125 ставках работают 242 преподавателя. Именно преподавателя, среди которых 21 профессор, 21 доктор наук, 81 кандидат наук и 72 доцента. Все они совмещают преподавательскую и научную деятельность. Однако ученики гимназии № 1, лицея № 130, впрочем, как и специализированных классов в других школах, также имеют возможность общаться с учеными: в учебных программах предусмотрены курсы, которые читают именно преподаватели вузов.

Материально-техническая база — одно из достоинств школ, однако учителя склонны считать это большим плюсом, но не основополагающим компонентом. Хотя в гимназии № 1 есть нанолаборатория, которой позавидуют и некоторые университеты, она помогает только расширить кругозор ребят, ведь олимпиад по нанотехнологиям среди школьников у нас еще не проводят. Основная подготовка к олимпиадам проходит в обычном кабинете, разве что оборудованном компьютерной доской.

Педагогические работники всех школ сходятся во мнении, что для подготовки к олимпиадам нужно организовать специальные курсы. Даже если ученик осваивает предмет углубленно, навыкам решения олимпиадных задач следует обучать отдельно. К слову, программа специализированных классов предусматривает десять дополнительных часов как раз для подобных занятий. Так что учебное заведение, участвующее в ней, благополучно решает для себя вопрос оплаты труда педагогов, готовящих олимпиадников.

В лицее № 130 раскрыли еще один секрет: они подключают к подготовке победителей олимпиад прошлых лет.

— Учителям в принципе стоит избавляться от «педагогического глянца», общаться с ребятами на равных, неформально, а когда провести «олимпиадный» курс приходит наш бывший ученик, который сам участвовал и побеждал, мы особенно рады. Он ближе к ребятам по возрасту, с еще свежими впечатлениями от участия и приобретенным опытом. Мы очень ценим этот психологический момент, — рассказывает директор лицея № 130 Сергей Сопочкин.

Но усилия учителей прошли бы даром, если бы не способности и мотивация учеников, а также пожелания их родителей. Лицей № 130 находится буквально в сердце Академгородка. Родители лицеистов не понаслышке знают, что такое качественное образование и какие оно дает преимущества. Поэтому как заказчики образовательных услуг они предъявляют высокие требования к педагогам. Да и сами ребята высоко поднимают личную планку.

— В специализированном физико-математическом классе учеба особенная. Дело даже не в сложности заданий и глубине подачи материала, а в том, что ты оказываешься среди людей, на которых хочешь равняться. Даже когда появляется мысль сдаться, ты не имеешь права, потому что не можешь подвести, — рассказывает ученица 10 класса гимназии № 1 Катя Войтова.

Кстати, у «олимпийцев» есть и прикладной интерес: льготы при поступлении в вуз. Победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, в вузы зачисляют без вступительных испытаний.

 

СПРАВКА
По эффективности участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2012 году, которая определяется как соотношение победителей и призеров в регионе к общему количеству участников от региона, Новосибирская область лидирует с показателем 56 процентов. Для сравнения, традиционные лидеры как по количеству участников, так и по количеству победителей и призеров, — Москва и Питер — отстают от нашего региона на 6 и 11 процентов соответственно.

 

Марина КРАСНОВА

Советская Сибирь № 213 (26836) от 14.11.12

 

 

Comments  

# Новопашина Дарья 2012-11-19 19:37
Не согласна с утверждением, что олимпиады по нанотехнологиям для школьников не проводят. http://www.nanometer.ru/olymp2_o5.html
Quote