Вход на сайт / Регистрация   
Вход на сайт            
Username Password

  English  English

О совещании участников проекта «Базовые школы РАН»

1-2 июля 2021 года в Москве в здании Президиума Российской академии наук состоялось совещание участников проекта «Базовые школы РАН». На совещании присутствовал президент РАН А. М. Сергеев, представители региональных министерств и университетов, курирующих проект, директора и заместители директоров вошедших в проект школ (всего в проекте 108 школ из 32 регионов РФ).

 

С приветственной речью к участникам совещания обратился А. М. Сергеев.  С основным докладом о первых результатах участия школ в проекте выступил вице-президент РАН А. Р. Хохлов. Он рассказал о результатах работы школ на основании критериев, прописанных в Концепции проекта.

 

Лицей 130 был отмечен выступающим как успешное учреждение по критерию «Результаты ЕГЭ-2020» и критерию «Сотрудничество с учёными РАН». Представители регионов рассказали об особенностях реализации проекта на региональном уровне.

 

2 июля состоялись круглые столы, на которых были представлены результаты работы школ. Коллеги из Калининграда, Красноярска, Томска, Магнитогорска, Стерлитамака, других городов говорили о первых результатах, проблемах и перспективах реализации проекта.

 

Опыт работы Лицея 130 «Школа-лаборатория как модель школы РАН» был представлен мной на круглом столе «Управленческие решения, обеспечивающие реализацию проекта «Базовые школы РАН».

 

 

Коллегам было рассказано о традициях наукоёмкого образования в нашей школе, выпускниках школы, ставших учёными, строительстве нового корпуса с лабораториями и их оснащении современным оборудованием, подборе руководителей лабораторий и сотрудников, основных направлениях деятельности лабораторий, результатах и перспективных задачах.  «Накопленный опыт наукоёмкого образования, опыт участия в региональных и федеральных проектах, соответствующая материальная база позволили лицею органично войти в проект «Базовые школы РАН». Запуск нового корпуса позволил перейти на обучение в одну смену, создать условия для усиления спортивно-оздоровительного и художественно-эстетического направлений деятельности.  Сеть лабораторий (биологии, химии, физики, информационных технологий, робототехники, гуманитарных исследований) стала основой для организации целенаправленной работы над развитием навыков и культуры исследовательской и проектной деятельности лицеистов», - прозвучало в докладе. Было отмечено, что эта работа ведётся нами в партнёрстве с ведущими институтами СО РАН: Институтом цитологии и генетики, Институтом катализа имени Г. К. Борескова, Институтом ядерной физики имени Г. И. Будкера, Новосибирским государственным университетом, Новосибирским государственным педагогическим университетом, Институтом вычислительной математики и математической геофизики, другими научными организациями и университетами. Разработана Концепция образовательного проекта «Школа-лаборатория», сформировано сообщество учёных, сотрудников институтов СО РАН, пожелавших работать с детьми. Первые результаты работы были представлены на слайде:

 

Лаборатория биологических исследований

Руководитель - Батурин Сергей Олегович, к. б.н., ИЦиГ СО РАН.

Сотрудники лаборатории - Батурина Н.С., к.б.н., НГУ, Синицын И.А., учитель биологии и географии, Власенко В.А. и Власенко А.В. к.б.н., н. с. ЦСБС СО РАН.

Темы исследований, спецкурсы – Экология и ботаника. Цитология и гистология. Зоология беспозвоночных, гидроэкология, экология почв. Молекулярная биология Микология и миксомицетология.

Количество детей, посещающих лабораторию – 18 человек.

Результаты – 59-я Международная студенческая конференция – дипломы 1,2 и 3 степеней, Диплом Золотой лиги НПК научного общества учащихся «Сибирь», 6 дипломов лауреатов НПК научного общества учащихся «Сибирь».

 

Лаборатория химических исследований

Руководитель - Мороз Борис Львович, вед. инженер ИК СО РАН, доцент СУНЦ НГУ.

Сотрудники лаборатории - Дмитриенко Елена Владимировна, к.х.н., н.с. ИХБФМ СО РАН, ст. преподаватель НГУ, Дубинин Юрий Владимирович, к.х.н., н.с. ИК СО РАН, Коваленко Константин Александрович, к.х.н., с.н.с. ИНХ СО РАН, ст. преподаватель НГУ, Пономаренко Наталья Владимировна, учитель высшей категории, Чеплакова Анастасия Михайловна, к.х.н., м.н.с. ИНХ СО РАН, преподаватель НГУ.

Темы исследований, спецкурсы – Неорганический синтез. Биоорганическая химия. Проектные работы по химии. Занимательная химия для 7 классов.

Количество детей, посещающих лабораторию – 34 человека.

Результаты – 59-я Международная студенческая конференция – диплом 3 степени, Диплом Золотой лиги НПК научного общества учащихся «Сибирь».

 

Лаборатория физических исследований

Руководитель - Гармаш Алексей Юрьевич, к. ф.-м. н., профессор, институт ядерной физики.

Сотрудники лаборатории - Каминский Вячеслав Викторович, к. ф.-м. н., институт ядерной физики, Немова Евгения Федоровна, институт лазерной физики.

Темы исследований, спецкурсы – Введение в астрофизику. Техника физического эксперимента. Электричество и электромеханика.

Количество детей, посещающих лабораторию – 10 человек.

Результаты – 59-я Международная студенческая конференция – дипломы 2 и 3 степени.

 

Лаборатория математического моделирования

Руководитель - Войтишек Антон Вацлавович, д.ф.-м.н., профессор.

Сотрудники лаборатории - Войтишек Антон Вацлавович, д.ф.-м.н., профессор.

Темы исследований, спецкурсы – Исследование модифицированного метода дискретной суперпозиции с помощью компьютерной системы NMPUD.

Количество детей, посещающих лабораторию – 5 человек.

Результаты – разработка компьютерной системы NMPUD (система NMPUD была использована для упражнений студентов и иллюстрирования соответствующих разделов университетских курсов: «Методы Монте-Карло» (4 курс бакалавриата направления «Прикладная математика и информатика» механико-математического факультета Новосибирского университета – НГУ), 4 научные публикации, подготовленные лицеистами, 59-я Международная студенческая конференция - диплом 3 степени.

 

Лаборатория гуманитарных исследований

Руководитель - Коровина Вера Васильевна, педагог-психолог МБОУ Лицей № 130.

Сотрудники лаборатории - Кириллов Алексей Константинович, к. и. н., Узлова Виктория Владимировна, учитель высшей категории, Сивохина Татьяна Анатольевна, учитель высшей категории.

Темы исследований, спецкурсы – Исследования на основе исторических документов. Психология. Лингвистика. Журналистика.

Количество детей, посещающих лабораторию – 21 человек.

Результаты – Создание исторического документального фильма "Переселенческий детектив" (https://youtu.be/FmaKq5nSRSI), диплом 1 степени на городском этапе конкурса исследовательских проектов учащихся 5-8 классов.

 

IT - Лаборатория

Руководитель – Минак Андрей Геннадьевич.

Сотрудники лаборатории - Минак Андрей Геннадьевич, старший преподаватель кафедры применения математических методов в экономике и планировании ЭФ НГУ, учитель информатики, Минак Татьяна Петровна, Гусельникова Евгения Владимировна, Григоренко Марина Владимировна – учителя информатики.

Темы исследований, спецкурсы – Основы криптографии и информационной безопасности. Знакомство с анализом данных и машинным обучением. Введение в искусственный интеллект.

Количество детей, посещающих лабораторию – 124 человека.

Результаты – 59-я Международная студенческая конференция - диплом 2 степени.

 

В качестве перспективы развития проекта, совершенствования модели «Школа-лаборатория» были названы следующие: усиление лабораторной составляющей в обучении учащихся специализированных (губернаторских) классов; содержательное взаимодействие учителей-предметников лицея с сотрудниками школьных лабораторий по развитию исследовательской культуры лицеистов; подключение к проекту высокотехнологичных компаний: «Ростех», ЦФТ, «Оксиал», и других, заинтересованных в сотрудничестве.

 

Были озвучены наши предложения для развития проекта на федеральном уровне.

  1. С целью повышения мотивации учащихся к занятиям исследовательской деятельностью и участия в НПК поднять статус научно-практических конференций до статуса Всероссийской олимпиады школьников. Новый статус НПК мог бы стать третьим социальным лифтом, наряду с ЕГЭ и ВсОШ, для увлечённых научно-исследовательской проблематикой детей и гарантировать им поступление в университет.
  2. Создать Совет (рабочую группу) проекта школ РАН, включив в неё представителей школ и регионов.
  3. Разработать и утвердить Положение о «Базовых школах РАН», в котором прописать сроки реализации проекта, финансовое сопровождение проекта, критерии оценки результативности участия в проекте, другие аспекты.
  4. Создать сайт проекта «Базовые школы РАН», на котором размещать информацию об участниках проекта, особенностях его реализации в регионах России. На сайте публиковать:
  • лучшие программы, учебно-методические материалы, технологии изучения предметов, лучшие разработки уроков учителями базовых школ, технологии, методики, приёмы развития исследовательских компетенций обучающихся;
  • видеозаписи уроков учителей школ РАН, видеолекции ведущих учёных РАН для школьников;
  • опыт реализации проекта в конкретной школе и регионе;
  • информацию о конференциях, встречах участников проекта.
  1. Ввести в практику проведение ежегодных конференций участников проекта представителей базовых школ, университетов, исследовательских институтов, высокотехнологичных компаний (на базе Образовательного центра «Сириус», например).

Благодарность от Президента РАН - заслуга всего лицейского сообщества: и тех, кто работал и учился в школе ранее, и тех, кто развивает наукоёмкое образование сейчас.

 

Видео Базовые школы РАН

 

С. В. Сопочкин


630090, Россия,
город Новосибирск,
улица Учёных, 10,
телефон: (383) 330-35-73

This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.