Вход на сайт / Регистрация   
Вход на сайт            
Username Password

  English  English

Что читают лицеисты?

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку…

М.Горький

 

Первый урок литературы нового учебного года. Задаю традиционный вопрос: «Что читали летом?» и ловлю себя на мысли, что услышу ответы про скучную классику и большой объём «списка литературы для летнего чтения». Однако ответы  девятиклассников и одинадцатиклассников меня приятно удивили: стереотипное мнение о том, что современное поколение Z вообще ничего не читает и считает классику неинтересной, не про наших детей. Оказалось, прочитано в разы больше, чем пресловутый список «по программе».В круг читательских интересов попали разные жанры и авторы.

 

Среди названных произведений оказались повесть Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков», роман-антиутопия «451 градус по Фаренгейту», научно-фантастический рассказ  Д.Киза «Цветы для Элджернона», роман У. Эко «Имя розы», роман-антиутопия Дж. Оруэлла «1984», роман А. Камю «Посторонний», произведения Эриха Марии Ремарка  «На Западном фронте без перемен»,  «Триумфальная арка», романы «Жизнь взаймы», «Три товарища». Не менее популярными оказались книги  японского философа Харуки Мураками, роман американского писателя Джерома Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», роман колумбийского писателя Габриэля Г. Маркеса «Сто лет одиночества»,  фантастическая повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине». Любопытным мне показалось мнение одиннадцатиклассника о ставшем культовым для молодого поколения шестидесятых годов прошлого века романе Э.Берджесса «Заводной апельсин». Мир, показанный глазами детей, в романе «Убить пересмешника» американской писательницы Х. Ли не оставил равнодушными девятиклассников. Из программного материала по-прежнему интересен роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Серьезная литература, не правда ли? И тут вопрос ученика 11 класса: «Почему мы не изучаем «Лолиту» В.Набокова? Это ведь классика?» Потому что есть стандарт, программа, списки для обязательного чтения на уроках литературы в стандарте раздуты настолько, что освоить весь указанный там объём физически невозможно, а вы про дополнительное чтение. А еще у нас есть требования…Требования к уровню подготовки выпускников предписывают сформировать в подростках такое количество качеств «компетентного читателя», которым, может быть, обладают на нашей Земле единицы. Еще вопрос одиннадцатиклассницы: «Можно ли в итоговом сочинении в своих рассуждениях опираться на роман французского философа Ж.-П.Сартра «Тошнота»? Кажется, очень походит к направлению «Я и другие»?» Конечно, можно. Подойдет любое произведение мировой художественной литературы.

 

В этот момент, именно на таком уроке понимаю, чего ждут от урока литературы дети. На мой взгляд, ответ простой: чтобы было интересно. Не их забота, как этого добьётся учитель, – ребёнок хочет, чтобы ему было интересно, чтобы предложенная книжка захватила, а на уроке разговор шёл с ним и о нём, о том, что его волнует и интересует. Наши дети читают (!), просто великие А.Радищев и Г.Державин уже далеки от современного читателя, поэтому порой скучны и непонятны.

 

Да, учитель несвободен в выборе произведений, изучаемых на уроках литературы. Но что нам мешает открыть школьный литературный клуб, в который приглашаются все желающие (ученики, родители, учителя) обсудить любую прочитанную книгу. Следите за анонсом! Первую встречу организуют ребята из 11 И класса.

 

Учитель русского языка и литературы Е.А.Шехавцова

 


630090, Россия,
город Новосибирск,
улица Учёных, 10,
телефон: (383) 330-35-73

This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.