Вход на сайт / Регистрация   
Вход на сайт            
Username Password

  English  English
 
 
   
 
 
 
 
 

  

Финское образование как зеркало наших проблем и перспектив

Царскосельский лицей подарил нам Пушкина, в дореволюционные годы в России появилась большая группа переобразованных людей, советская система образования была одной из лучших в мире …

 

Что сегодня?

 

Сегодня, 16.10.2018 года, СМИ сообщают о расстреле (и взрыве) студентом колледжа в Керчи своих же ребят – студентов: 16 погибших, около 40 раненых. Понятно, что событие исключительное и, возможно, лежит не в плоскости образования. А в какой? И кому адресована «Ненависть» на его майке?

 

Предложение познакомиться с системой образования Финляндии было принято сразу: финское школьное образование – одно из лучших в мире (рейтинги PISA по качеству образования), Россия должна войти в число 10 ведущих стран по качеству общего образования (так ставит задачу Президент В. В. Путин), разворачивается государственная программа экспорта образования, наши амбиции тоже не «середнячковые», одним из организаторов поездки выступил НГУ (а «стотридцатников» туда ежегодно поступает много), поехали!

 

Образовательных событий (встреч, диалогов) с финскими коллегами было несколько: мы посетили финско–русскую школу в Хельсинки, встретились с руководством Национального управления образования, посетили университет, детский сад, начальную школу и лицей в городе Куопио, пообщались с руководителем департамента образования этого города, приняли участие в приёме, организованном мэрией Куопио.

Вполне достаточно, чтобы сложилось первое представление о том, как учат в соседнем государстве (от Санкт-Петербурга до Хельсинки 4 часа по железной дороге), а опыт знакомства с системами образования Китая, Франции, Англии, Сингапура – уже имелся.

 

Субъективный взгляд.

  1. В отличие от нас Финляндия в последние 20 – 30 лет не переживала «застой», «ускорение», «перестройку», распад государства, смену экономической модели, отказ от «единственно верного» марксистско-ленинского мировоззрения. Финны не вели и не ведут военных действий, расходы на оборону минимальные, они не под санкциями, и с нами у них вполне добрососедские отношения, как и у нас с ними.
  2. Финляндия – маленькая страна, 5 517 887 жителей (к примеру, в г. Санкт-Петербурге – 5 351 935). Похожая на сибирскую природа, которую финны очень любят, заботятся о ней и органично в ней живут.
  3. Финляндия в Евросоюзе: много образовательных проектов с европейскими странами и с нашими регионами: Москва, Санкт- Петербург, Псков.
  4. Система общего образования любой страны – производное от состояния экономики, социальной сферы, общего уровня культуры и образа жизни людей. В развитой стране, а Финляндию с полным правом можно отнести к этой категории стран (14 место в мире по качеству жизни), не может не быть хорошего образования.
  5. Руководители отрасли образования хорошо понимают задачи, которые ставит перед ними государство и общество, эффективно управляют системой образования, судя по её состоянию и результатам. Личное впечатление от общения с руководителями системы образования государственного, муниципального и школьного уровней – очень позитивное: выступления были построены системно, рационально, современно, без излишеств и показухи. Базовыми принципами деятельности школ является равенство (школ, уровня их финасирования, предметов, родителей, учеников, учителей, прав взрослых и обучающихся). Образование в финских школах бесплатное (включая обеды), финансовой поддержки школы родителями нет в любой форме, за исключением, разумеется, частных школ. Государство и общество доверяют и школе и учителю (минимум проверок и отчётов). Работа учителя считается престижной: на вакансию учителя начальной школы (1-6 классы), как правило, около 50 претендентов, в основную и старшую (лицеи) до 100 человек на место. Заработная плата помощника учителя до 2 500, учителя до 5000 евро в месяц. Финская школа обеспечивает поддержку и развитие каждого ученика, особое внимание проблемным детям. 
  6. Внутренняя жизнь школы. Из окон школ, которые мы посетили, всегда виден лес. В финско-русской школе педагогический коллектив решил, что уроки должны быть по 75 минут, после урока – большая перемена, дети с учителем выходят на прогулки (соответствующая обувь, одежда, сушилки, оборудованные зоны отдыха – имеются). Учебные кабинеты оборудованы в достаточном количестве мебелью, проекционной техникой, компьютерами, ноутбуками, как, впрочем, теперь и у нас. В классах довольно много учеников, в лицейских, например, по 28 человек. Некоторые ученики во время урока сидели за партами в спортивных шапочках и кепках. Демократия, однако!

В городе Куопио проживает 128 тысяч жителей. Город очень похож на наш Академгородок, только без научных институтов, а жилые дома и прочая инфраструктура построены не 50 – 60 лет назад, а лет 10 – 15, а то и «вчера».

 

Наверное, «заморским гостям» всегда показывают лучшее, но особого «шика» мы не увидели, и было ощущение, что коллеги и не стремились удивлять, увиденное нами, скорее, норма для финской школы. Детский сад, начальная школа, основная, лицей размещены в отдельных зданиях. Крупных школ, в которых много детей разного возраста, мы не увидели. Самая большая школа в Финляндии- менее 1000 человек. Учебная неделя длится пять дней, школы работают в одну смену.

Среди проблем, озвученных финскими коллегами, отмечу две: повышенная влажность в зданиях школ, и, как следствие, грибок (а значит особая система борьбы с ним, включая снос зданий и строительство новых), и проблема «сытого общества»: обучающиеся бросают лицеи и университеты, очевидно, надеясь, что государство и родители не дадут им умереть с голоду, обеспечат их существование.

 

Приём заместителем мэра города Куопио нашей делегации (директоров школ, сотрудников университетов Москвы, Новосибирска, Пскова) проходил в здании театра и закончился концертом симфонической музыки.

Теперь про наши проблемы и перспективы сквозь призму нового опыта.

 

По творческому потенциалу и уровню развития, на мой взгляд, наши дети (дети хороших школ России и Новосибирска) не уступают финским школьникам. По уровню материально-техническому (мебель, оборудование, оргтехника) у нас не хуже, а где-то даже лучше, и значительно лучше. При этом мы помним, что 70% школ Новосибирска работает в две смены. И нормативы финансирования на одного ученика в год не в нашу пользу: у нас – около 30 тысяч в год, в школах Москвы – 150 тысяч, в Финляндии – до 6 500 евро в год. И для вхождения в топ-10 лучших образовательных систем мира нормативы финансирования одного ученика в регионах надо поднимать до московского уровня, т.е. увеличить в разы!

 

Ещё надо снимать современные хорошие фильмы для детей и подростков (вспомните последний фильм для них?), выпускать общероссийские газеты и журналы (для переходного возраста), писать песни, делать интересные телепередачи, возрождать систему загородного отдыха детей, как это было в «славные» советские времена. Список задач, усиливающих нашу систему образования, можно продолжать, но понятно, что ресурсов для их решения сейчас недостаточно.

 

Что, на мой взгляд, можно и нужно (и реально) сделать на уровне региона и города?

 

  1. Разработать комплексную (реалистичную) концепцию и стратегическую программу развития образования Новосибирской области. Причём делать её должны продвинутые профессионалы: педагоги, директора школ, руководители учреждений дополнительного образования, руководители районных, муниципальных и областных органов управления образования, представители высшей школы, бизнеса, власти. Таких людей в нашем регионе много.
  2. В условиях «бюджетных ограничений» придумать стимулы и механизмы привлечения в систему образования внебюджетных средств.
  3. Создать на телевидении еженедельную аналитическую передачу, посвящённую образованию и воспитанию молодёжи «Образование как образ жизни», к примеру. Нам нужен профессиональный разговор о том, что происходит с нашими детьми, анализ лучших практик работы с ними, открытое обсуждение имеющихся проблем.

Пункты 4,5,6 … можешь придумать ты, читатель, и предложить их в программу развития образования региона или в качестве темы будущей телевизионной передачи.

Более 60 лет назад рядом с Новосибирском появился научный центр мирового уровня – Академгородок, который придал Новосибирску, Сибири, стране новый импульс развития. Программа Академгородок 2.0 может и должна стать символом нового вызова и новых возможностей для развития нашего региона и системы образования.

 

 

 

 С. В. Сопочкин


Электронная приемная

Задайте вопрос администрации лицея.

Прием директора по личным вопросам по понедельникам с 16:00 до 19:00.

Школьный пресс-центр

Сетевые игры 2018/19

12-18 ноября 2018

Международный конкурс по информатике «Бобёр 2016» (2-11 класс). Расписание конкурса, кабинет 305

 

15 ноября 2018

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех» (2-11 классы)

 

28 ноября 2018

Конкурс «Кит – компьютеры, информатика, технологии» – творческий конкурс по информатике и компьютерным наукам (1-11 классы)

 

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап ВсОШ

Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников

http://www.rosolymp.ru/

 

Прием в 1 класс

Приём заявлений о приёме в 1-й класс лицея 130 начинается с 1 февраля 2018 года.

подробнее...

  

Государственная итоговая аттестация

Государственная итоговая аттестация обучающихся:

 

630090, Россия,
город Новосибирск,
улица Учёных, 10,
телефон: (383) 330-35-73

This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.