Вход на сайт / Регистрация   
Вход на сайт            
Логин Пароль

  English  English
 
 
   
 
 
 
 
 

  

Ресурсы развития лицея

1 декабря 2017 года С.В. Сопочкин рассказал об итогах поездки группы директоров образовательных организаций города Новосибирска в Великобританию.

Образование, культура и язык Великобритании как один из ресурсов развития Лицея

 

В июне 2017 года 25 учащихся Лицея 130 успешно прошли обучение в Великобритании в качестве обычных школьников. Образовательный  проект «Стотридцатка – Оксфорд: попытка диалога» был инициирован и создан двумя родителями лицеистов (выпускницами нашей школы) - Марией Анатольевной Игнатовой и Юлией Николаевной Алексеевой.

 

Логическим продолжением лицейского проекта стал визит семи руководителей образовательных организаций города Новосибирска с 13 по 20 ноября 2017 года в Великобританию и наше знакомство с  образовательными учреждениями Оксфорда, Кембриджа, Лондона.

Моя задача заключалась в том, чтобы лучше понять, как устроена система образования  Великобритании, получить опыт профессионального общения с коллегами – руководителями  школ, актуализировать  лучший британский опыт (насколько это возможно) для усиления  образовательного ресурса  лицея.

 

Оксфорд (в переводе на русский язык «бычий (или воловий) брод») был основан в X веке, и находится в 90 километрах от Лондона. Оксфордский университет является одним из старейших и лучших университетских центров Великобритании,  Европы, мира. Первый университет был открыт здесь в 1117 году с целью дать более полное образование священнослужителям.

Сейчас Оксфорд – это 38 колледжей (около 30 тысяч студентов). Каждый колледж (аналог нашего факультета) – самостоятельное образовательное учреждение со своей историей и  традициями, специализирующееся на каком-то одном предмете (например, право). В общеобразовательных колледжах студенты готовятся к поступлению в университеты. Самые известные колледжи (таких в Оксфорде 15) – университетского типа, которые, собственно, и образуют Оксфордский университет. Обучение в них длится 3 года, по окончании такого колледжа студенты получают степень бакалавра. Примечательно, что среди выпускников Оксфорда 50 нобелевских лауреатов.

 

Экскурсия вChristChurchCollege. Колледж основан в 1525 году кардиналом Томасом Уолси, одним из приближённых короля Генриха VIII. Это самый крупный (обучается около 600 студентов) и аристократический колледж известен по фильму о Гарри Поттере, здесь снимались многие сцены фильма.

Но настоящую славу этому учебному заведению принес не вымышленный Гарри, а его знаменитые выпускники: философ Джон Локк, тринадцать премьер-министров Великобритании, среди которых – Уильям Гладстон, становившийся премьер-министром четыре раза; Чарльз Доджсон, преподаватель математики колледжа, написавший в 1864 году под псевдонимом Льюис Кэрролл «Алису в стране чудес». Здесь же в 30-е годы XX века читал свои лекции Альберт Эйнштейн.  Колледж – это комплекс зданий: кафедральный собор, учебные аудитории,  библиотеки, внутренние дворики, огромное поле для занятий спортом. Умное, живое средневековье.

Директор  OxfordInternationalCollege Мариус Петерс, физик по образованию, окончил один из университетских колледжей Оксфорда, специализируясь на ракетостроении, получил докторскую степень. Открытый, энергичный, позитивный руководитель. По его словам, в этот колледж поступают лучшие студенты. Для поступления требуется  представить документы о базовом образовании, написать  тест и пройти интервью. Главное для потенциального студента этого колледжа, по мнению Мариуса, – умение мыслить: «Мне достаточно пяти минут, чтобы определить, умеет ли студент мыслить».

В колледже обучается 100 человек из разных стран, в том числе 6 студентов из России. Ежегодно процентов 20 выпускников колледжа поступают в университетские колледжи Оксфорда или Кембриджа. Мариус понимает, что элитное образование, являющееся нормой в его колледже, хорошо бы  распространить «на всю образовательную систему». Качественное образование, на его взгляд, должно быть доступно для всех. Из его исследований о том, что ожидают работодатели от системы образования, следует: 35% работодателей интересует уровень и качество образования работника, 55% – наличие опыта работы, 91% работодателей ищет работников и специалистов – личностей! Были рады пообщаться в стенах колледжа с учителем физики, выпускником  московского физтеха, и русскоязычной студенткой.

 

TomasReadePrimaryschool. Знакомство с  одной из лучших государственных начальных школ Великобритании (входит в десятку лучших!)  провел сам директор John Serle.

В Великобритании около 2000 таких школ. В школе обучается 124 девочки и 103 мальчика, работает 10 учителей, трое из которых – мужчины. 77% обучающихся – белые британцы. Один из приоритетов школы – должное внимание каждому ученику. Норматив финансирования обучения – около 2000 фунтов на одного ученика в год. 70% от нормативного финансирования идёт на оплату труда педагогов и персонала школы.

 

Частную школу для девочек St. FrancesSchool нам представлял наш коллега, выпускник московского педагогического университета, помощник директора этой школы Владимир Владимирович  Бутин. Нам показали библиотеку, учебные кабинеты, актовый и спортивные залы.

Мы зашли на урок истории, где увидели советский флаг и услышали имя Сталина (речь шла о послевоенной Европе), посмотрели комнаты, в которых живут обучающиеся девочки, встретились с директором. В ходе общения выяснилось, что у коллеги-директора тоже бывают «адские дни» с массой дел и забот.

 

Последним образовательным учреждением, которое мы посетили, был старейший и один из самых престижных колледжей Великобритании DLDCollegeLondon, из окон которого виден знаменитый Биг-Бен.

Колледж основан  в 1931 году  финансовой структурой Alfa Plus Group. Кроме этого колледжа, у  Alfa Plus Group есть другие школы и детские учреждения в Великобритании. В колледже обучается 450 студентов пятидесяти национальностей из разных стран. Больше всего китайцев, 40 человек – русскоязычных, 70% – иностранцы, 30%  – английские студенты. 250 человек проживает в самом колледже. Этот колледж единственный в центре Лондона, где студенты и учатся, и живут. На 1-2-3 этажах – учебные помещения, с 4 по 17 этаж – места для проживания студентов этого и других учебных заведений. В колледже 80 преподавателей, много совместителей. Студентов здесь готовят к поступлению в университеты Великобритании, США, других стран. При поступлении проводится тестирование и интервью. Зачисление с 14 лет: обучение платное, вместе с проживанием около 4 млн. рублей в год. Студентам предлагается большой выбор предметов, некоторые просто учат язык. Широко практикуется  Flip-обучение (перевёрнутое обучение, или перевёрнутый класс). Тема, по математике, например, даётся для самостоятельного изучения. В классе много досок и каждый студент (группы небольшие) излагает  на своей доске решение поставленной задачи. Затем совместно с преподавателем идёт обсуждение вариантов решения задачи, обнаруживаются типичные и индивидуальные ошибки, идёт их обсуждение в группе.

 

В конце визита пообщались с двумя русскоязычными студентами. Полина, например, окончила среднюю школу в Санкт-Петербурге, год училась в Оксфорде, теперь изучает гуманитарные науки и искусство здесь,  готовится поступать в Нью-Йоркскую академию искусств.

 

В ходе поездки нам была предложена насыщенная культурная программа: экскурсии по Оксфорду, Кембриджу и Лондону, посещение музеев и театра.

 

Выводы

 

1. О социокультурном контексте обучения.

 

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с Оксфордом и Кембриджем, – особое символическое пространство, в котором обучаются студенты колледжей. Многие колледжи были основаны в средние века королями и другими аристократическими особами. Средневековые постройки колледжей, храмов, библиотек, сохранившиеся до наших дней, – не стали музейными пространствами для туристов (хотя туристов много, и каждый может увидеть их). В этих «старых стенах»  сейчас (как и много веков подряд) обучаются студенты. Внешний вид учебных заведений  – из средневекового прошлого, а внутри – любознательные молодые люди, которые под руководством лучших преподавателей из разных стран изучают  предметные области, используя современную технику и богатые библиотеки. Колледжи создавались для подготовки священнослужителей, и теология была ключевым предметом. Естественно, здесь был  храм, он сохранился, и в нём идут службы. Предполагаю, что  глубина и многомерность этой культурной среды, окружающей студента, задаёт  особое умонастроение и особое отношение ко «времени и пространству».

 

Кстати, наше средневековье тоже сохранилось: православные храмы и соборы  открыты для посещения, есть православные школы. Но в светской школе ученик лишён  визуального исторического контекста. Православная культура воспринимается им как далёкая, непонятная, порой чуждая. Пространство современного ребёнка десимволизировано: ни христианские, ни советские символы не окружают его. Поэтому возникает вопрос, в какой символической, культурной и смысловой среде обучается ребёнок в современной школе, и в нашем Лицее, в частности? И является ли сциентистская (научная) среда единственной и лучшей для развития ребёнка?

 

И как создать в Лицее такую социокультурную образовательную среду, которая и внутренне, и внешне была бы наполнена развивающими символами и смыслами?

 

2. Зачем наши дети углублённо изучают английский язык?

 

Вроде бы ответ на поверхности: для того, чтобы его знать; чтобы общаться со своими сверстниками из Великобритании, США, других стран; чтобы лучше понимать Шекспира и английскую культуру; чтобы, обучаясь в университете, читать книги на языке оригинала, слушать лекции учёных из других стран, общаться с иностранными студентами; а занимаясь  наукой или бизнесом, пользоваться этим  языком как инструментом развития науки, бизнеса, культуры. К сожалению, контактов и обучающихся и учителей с носителями английского языка и английской культуры крайне мало.

 

Значит, нужны новые проекты, которые будут порождать ситуации диалога людей, говорящих по-русски  и по-английски.

С.В. Сопочкин

 

 


Электронная приемная

Задайте вопрос администрации лицея.

Прием директора по личным вопросам по понедельникам с 16:00 до 19:00.

Школьный пресс-центр

Сетевые игры 2017/18

12-18 ноября 2018

Международный конкурс по информатике «Бобёр 2016» (2-11 класс), организационный взнос – 100 рублей.  Прием заявок 17-19 и 23-25 октября (10:00 - 14:00), кабинет 306а

 

15 ноября 2018

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех» (2-11 классы), организационный взнос – 70 рублей.  Прием заявок и оргвзносов от учителей 23-25 октября (10:00 - 14:00), кабинет 306а

 

28 ноября 2018

Конкурс «Кит – компьютеры, информатика, технологии» – творческий конкурс по информатике и компьютерным наукам (1-11 классы), организационный взнос – 65 рублей. Прием заявок и оргвзносов 17-19 октября (10:00 - 14:00) и 20 октября (10:00 - 12:00), кабинет 306а

 

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап ВсОШ

Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников

http://www.rosolymp.ru/

 

Прием в 1 класс

Приём заявлений о приёме в 1-й класс лицея 130 начинается с 1 февраля 2018 года.

подробнее...

  

Государственная итоговая аттестация

Государственная итоговая аттестация обучающихся:

 

630090, Россия,
город Новосибирск,
улица Учёных, 10,
телефон: (383) 330-35-73

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.