Вход на сайт / Регистрация   
Вход на сайт            
Логин Пароль

  English  English
 
 
   
 
 
 
 
 

  

Образовательная система Сингапура: актуальность иного опыта

 С 12 по 16 ноября 2016 года группа управленцев из России и Казахстана (директора школ, руководители органов управления образованием) знакомилась с системой образования Сингапура. Известно, что образование там – одно из лучших в мире: по результатам исследований PISA (2012), например, по чтению у Сингапура первое, по математике второе, по естественным наукам третье место.

 Для меня было важно понять, за счёт чего коллегам из Сингапура удаётся лучше всех учить и развивать детей. Конечно, пяти дней недостаточно, чтобы основательно разобраться в столь сложном вопросе, а теперь коротко изложить суть увиденного и понятого. Задача статьи – обратить внимание на важность изучения образования в других странах и актуальность иного опыта для нас.

 Система образования Сингапура – производная географического положения, состояния экономики и политики страны, образа жизни населения.

  1. Сингапур – город-государство, расположенное на острове. Наверное, проще обустроить небольшую по размерам территорию (23 на 42 километра), упирающуюся в воды проливов и Южно-Китайского моря, чем наши «безграничные» просторы.
  2. Население – 5,6 млн. человек (77% – китайцы, 14% – малайцы, 7 % – индийцы, и европейцы). Задача государства, в том числе школы, – сформировать из представителей разных народов и этносов новую идентичность – сингапурец! Помнится, совсем недавно мы занимались подобным – формировали новую историческую общность – «советского человека».
  3. Климат жаркий и влажный. До экватора 143 километра, среднегодовая температура +26 (коллег из Якутии на родине ожидала температура – 52!).
  4.  Высокий уровень бытовой культуры населения. Жевательную резинку запрещено и ввозить и жевать (штраф – 300 сингапурских долларов (S$)). Курение в специально отведённых местах, за нарушение штраф – 1000 S$. Бездомных нет, на улицах идеальная чистота.
  5.  Высокий уровень правовой культуры. Полицейских тоже не видно, но видеокамеры, наверное, «присматривают», и люди соблюдают правила. Боятся, а может, так воспитаны?
  6. Сингапур – крупнейший мировой финансовый центр (после Лондона, Нью-Йорка и Гонконга).
  7. В Сингапуре 350 школ, 500 тысяч школьников, 30 тысяч учителей, 900 директоров и их заместителей. Расходы на образование составляют 20% бюджета страны.

 В школу дети идут в 6 лет, имея опыт предметного обучения (английский и родной языки) в частных детских садах. За обучение в садах надо платить, но государство поддерживает семьи с невысокими доходами.

 

 

 В детском саду Bibinogs около 50 детей из разных стран, и размещён он в подвале жилого дома. Для детей организовано билингвальное обучение (английский язык, а также китайский, тамильский или малайский в соответствии с запросом родителей). В игровой форме дети погружаются в контекст глобальной культуры, в первую очередь, – стран Юго-Восточной Азии. Один из способов «глобализации сознания» напомнил мне традиционный школьный фестиваль в «стотридцатке»: группы детей (при активном участии взрослых) выбирают страну, знакомятся с её культурой (песнями, танцами, языком, кулинарией) и представляют этот опыт на заключительном концерте всему сообществу детского сада. После экскурсии и знакомства с детским садом мы с сингапурскими коллегами обсудили специфику дошкольного обучения и воспитания в России и Сингапуре. Приятным и неожиданным был вопрос о том, знаем ли мы о Л. С. Выготском и его идеях …

 

 

 Начальное образование является обязательным для всех сингапурских детей. Много часов в учебном плане уделено изучению английского языка. Например, в 1 и 2 классах – 15 уроков в неделю (1 урок – 30 минут), в 5-6 классах – 12-14 часов. Родители учащихся начальной школы активно обращаются к репетиторам, – тестирование после 6 лет обучения в ней имеет большое значение для судьбы ребёнка: одни дети по результатам тестирования будут двигаться в сторону рабочих профессий, другим – дорога в университет.

 Для каждой ступени обучения прописаны навыки, которые на выходе должны быть сформированы у ученика. Например, к концу средней школы ученик должен (дословно).

  1. Иметь моральные ценности.
  2. Верить в свои способности и адаптироваться к изменениям вокруг.
  3. Быть способным к работе в команде и сопереживанию.
  4. Иметь творческий и пытливый ум.
  5. Уметь ценить множество взглядов и общаться эффективно.
  6. Быть способным нести ответственность за своё обучение.
  7. Любить физическую нагрузку и ценить искусство.
  8. Верить в Сингапур и понимать, что важно для Сингапура.

 

 К третьему году обучения в средней школе каждый ученик должен побывать за границей.

 Понятные, конкретные и достижимые (судя по местам в мировых рейтингах) цели и навыки. Наш ФГОС, конечно, «круче», но достижимо ли всё, что в нём прописано? Продекларировать красивые цели, ценности, навыки, – полдела. А «дорожная карта» для достижения этих высоких идеалов простроена? Уже есть все соответствующие методики и технологии, и они доведены до учителей-практиков? Написаны соответствующие учебники? Созданы электронные учебники мирового уровня? Вопросов, как всегда, много. О качестве работы директора школы судят по тому, насколько улучшилась школа за определённый период, удалось ли обучить до нужного уровня слабых учеников. Реальная власть в образовании города, как мы поняли, принадлежит Министерству образования Сингапура (назначение директоров и учителей в школы, финансирование, заработная плата педагогов и руководителей, проекты развития). Родительское сообщество участвует, в основном, в жизни начальной школы, начиная со средней, участие заметно уменьшается. Родители заняты на работе.

 

 

 В Национальный институт образования поступают лучшие из 30% самых успешных выпускников непедагогических вузов. Конкурс – 6 человек на место. Институт не только готовит студентов к работе с детьми, он ведёт активную исследовательскую работу по обобщению и анализу лучших педагогических практик по всему миру. (Интересно, у нас кто-нибудь целенаправленно занимается подобным?) Студенты получают стипендию в размере 60% от своей будущей учительской заработной платы. Главное, с чем учитель должен прийти в школу, к детям, говорили нам коллеги, – это развитый человеческий капитал: личностный, профессиональный, социальный. Ежегодно каждый учитель 100 оплачиваемых часов должен посвятить повышению квалификации (в этом же институте), со сдачей экзамена, результат которого напрямую влияет на рост заработной платы. Учителя в Сингапуре имеют статус государственных служащих, заработную плату им устанавливает Министерство образования, средняя з/п – от 3000 S$ в месяц.

 

 

 Кроме 350-ти государственных школ, на территории Сингапура существуют частные школы, а также Международный колледж (UNITED WORLD COLLEGE OF SOUTH EAST ASIA). В колледже обучается около 5000 студентов (в том числе 15 человек из России), которые готовятся к поступлению в университеты, в основном (около 35%) в американские. После окончания университетов выпускники идут в бизнес, науку, политику. В планах колледжа изучить, как складывается судьба выпускников после университета. Идея создания сети таких колледжей по всему миру принадлежала Курту Хану (1886 – 1974), немецкому педагогу, основоположнику «педагогики переживаний» (т.е. педагогики эмоционального воздействия на подростка экстраординарной ситуацией). На сегодняшний день в разных странах таких колледжей создано 16, в том числе один в СНГ, в городе Дилижане (Армения). Образование в них рассматривается как движущая сила единения людей и культур. Половина преподавателей в сингапурском колледже из Великобритании. Миссия учителя в таких колледжах – вдохновлять обучающихся на сложную интеллектуальную задачу познания мира.

 

 

 В Сингапурском институте менеджмента (SIM) обучаются выпускники школ из многих стран мира, в том числе и из России (15 человек) и Казахстана (10 человек), причём количество желающих учиться там растёт. Университет осознаёт своё место в процессах глобализации, активно сотрудничает с другими странами, в первую очередь, с Великобританией (Лондонская школа экономики и политических наук), Австралийским университетом, Университетом Буффало (Нью-Йорк). В университете, кроме современных, хорошо оснащённых аудиторий, 18 лабораторий, 70 студенческих клубов, хорошие условия для занятий спортом, библиотека. В институте, по мнению магистрантки из Тулы Марии, созданы отличные условия для обучения и самореализации любого студента, царит атмосфера открытости и дружественности. Качество работы преподавателей оценивают сами студенты.

 Посещение колледжа культуры тоже было примечательным: современное здание из стекла и металла в стиле модерн, комфорт, пространство насыщено художественными произведениями классиков и студентов, замечательная библиотека. На мой вопрос, как представлена в образовательном процессе русская культура, ответ был вежливым, но в переводе на русский означал – «никак».

 

 

 Сингапурская компания Educare international consultancy (созданная, кстати, профсоюзом учителей Сингапура), которая и знакомила нас с особенностями системы образования Сингапура, с 2010 года сотрудничает с Министерством Образования и Науки Республики Татарстан. В 2013 году между правительством Республики Татарстан и правительством Сингапура было подписано Соглашение о предоставлении услуг профессионального развития и консультационных услуг компании Educare в Республике Татарстан. Учителя и управленцы школ Татарстана активно осваивают и применяют на практике сингапурские методики и технологии.

 В декабре 2016 года 6 педагогов Лицея 130 приняли участие в семинаре «Инновационные методики развития в учениках навыков и компетенций XXI века», проведённом компанией Educare в Казани. Отзывы – позитивные: основательно, современно, практично.

 К каким выводам приходишь, размышляя над нашим и сингапурским опытом?

  1. Наши дети не менее талантливы, чем сингапурские, и при улучшении условий обучения не уступали бы сингапурским школьникам ни в чём.
  2. На мой взгляд, должна быть уточнена цель работы учителя на уроке: независимо от преподаваемого предмета учитель целенаправленно формирует у обучающихся навыки коммуникации, навыки мышления и навыки запоминания (конкретные и измеряемые, насущные не только для обучения в вузе, но и для полноценной жизни человека в XXI веке).
  3. Для реализации этой цели должны быть разработаны соответствующие учебно-методические и контрольно-измерительные материалы.
  4. Ситуация в российском образовании будет меняться параллельно с улучшениями в других сферах, в первую очередь, в экономике. Мы уже гордимся нашими танками, самолётами, ракетами, но мобильные телефоны, телевизоры, компьютеры, автомобили (ряд каждый читатель продолжит сам), не отечественного производства. Доходы от продажи этой продукции «уплывают» за рубеж. Если бы продукция была нашей, средств, в том числе, на образование и улучшение его качества было бы больше ...
  5. Ситуацию пора менять уже сейчас, чтобы не проскочить «точку невозврата». Что делать? Мотивировать лучших выпускников школ к поступлению в педагогические вузы, создавая соответствующие условия, повышать качество подготовки учителей в педагогических университетах и колледжах, выстраивать эффективную систему повышения квалификации учителей, платить учителям достойную заработную плату, увязывая её с качеством и результатами работы, решать жилищные вопросы учителей и обеспечивать достойную пенсию. Таковы базовые предпосылки роста качества образования, известные всем.
  6. В российском образовании много «точек роста», нам есть, что представить другим. Но возможностей для профессиональных контактов наших педагогов и управленцев с коллегами «оттуда» крайне мало. Профессиональный диалог российских и зарубежных педагогов практически отсутствует, а должен быть нормой.

 Актуальность для нас иного опыта в сфере образования (сингапурского, китайского, французского – любого!), активизация контактов связана, на мой взгляд, с представлением о том, как вообще живёт, развивается и наращивает свой потенциал культура. В. С. Библер справедливо утверждал, что она (культура, а образование её органичная и неотъемлемая часть) начинает осознавать себя, когда вступает в общение (диалог) с другой культурой.

 

С.В. Сопочкин


Электронная приемная

Задайте вопрос администрации лицея.

Прием директора по личным вопросам по понедельникам с 16:00 до 19:00.

Школьный пресс-центр

Сетевые игры 2017/18

12-18 ноября 2018

Международный конкурс по информатике «Бобёр 2016» (2-11 класс), организационный взнос – 100 рублей.  Прием заявок 17-19 и 23-25 октября (10:00 - 14:00), кабинет 306а

 

15 ноября 2018

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех» (2-11 классы), организационный взнос – 70 рублей.  Прием заявок и оргвзносов от учителей 23-25 октября (10:00 - 14:00), кабинет 306а

 

28 ноября 2018

Конкурс «Кит – компьютеры, информатика, технологии» – творческий конкурс по информатике и компьютерным наукам (1-11 классы), организационный взнос – 65 рублей. Прием заявок и оргвзносов 17-19 октября (10:00 - 14:00) и 20 октября (10:00 - 12:00), кабинет 306а

 

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап ВсОШ

Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников

http://www.rosolymp.ru/

 

Прием в 1 класс

Приём заявлений о приёме в 1-й класс лицея 130 начинается с 1 февраля 2018 года.

подробнее...

  

Государственная итоговая аттестация

Государственная итоговая аттестация обучающихся:

 

630090, Россия,
город Новосибирск,
улица Учёных, 10,
телефон: (383) 330-35-73

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.